Вопрос закрыт

Почему мой 3-летний ребенок не говорит и как помочь? — вопрос №1577005

Стоимость – 700 руб.
Анна, 33 года, женский пол
18 июня 2025 г. в 11:11
Сыну в следующем месяце 3 года, не говорит, мычит в основном и говорит просто слоги, на мой взгляд ни какого смысла они не несут. Просьбы элементарные выполняет, но не всегда, с охотки. Не всегда откликается. Ходим в детский сад с 2х лет. В саду больше проводит время сам с собой, долго с детьми не играет, в основном только бегает. Не ходит в сандалях, сразу разувается и снимает носки, как заходит в группу. Делали ЭЭГ ночного сна, проверяли слух, все в норме. Наблюдались 3х неврологах и у психиатра. Пропили курс препаратов (пантогам, магний б6, Семакс, карбамазепин, так же назначили глиатенин, но его ещё не начали пить). Живём в маленьком городе, здесь проблемы с врачами, а именно с узкими специалистами. Логопеды в городе есть, но все работают с 5ти лет.
Ответы врачей
Тихомиров Сергей Евгеньевич
Невролог, Нейрохирург
Стаж 21 год, высшая категория, кандидат медицинских наук

Согласно клиническим рекомендациям Минздрава РФ и принципам доказательной медицины, в 3 года ребёнок должен использовать простые фразы и активно взаимодействовать с окружающими. Описанные симптомы (ограниченная речь, слабый отклик на имя, предпочтение одиночной игры, сенсорные особенности — отказ от обуви и носков) могут быть признаками расстройства развития, включая расстройства аутистического спектра (РАС), но это требует комплексной очной оценки. С учётом уже проведённых обследований (ЭЭГ, аудиология) целесообразно пройти комплексную оценку развития с участием следующих специалистов: a) Детский психиатр (для исключения/подтверждения РАС, ЗПР, иных нарушений); b) Невролог; c) Детский психолог; d) Специалист по ранней помощи (дефектолог, логопед до 5 лет) — в регионе могут быть центры ранней помощи, где специалисты работают с детьми до 3–4 лет. По программе ОМС в рамках системы госгарантий возможно направление: 1. В региональные диагностические центры или центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП); 2. В федеральные учреждения (например, НЦПЗ, ФГБУ «ФНКЦ детской психоневрологии» Минздрава России и др.) при наличии направления от местного врача. Рекомендуется обратиться в поликлинику по месту жительства для получения направления на медико-психолого-педагогическую комиссию (ПМПК) или консультации в центре ранней помощи. Это поможет в оценке состояния и планировании дальнейшей коррекционной работы. Ранее начало коррекции значительно повышает шансы на улучшение коммуникативных и социальных навыков.

Титова Наталья Сергеевна
Врач функциональной диагностики, Кардиолог, Ревматолог, Терапевт
Стаж 28 лет

Здравствуйте, Анна. В описании видно: у ребёнка есть отставание речевого и социального развития, признаки сенсорной чувствительности (сандалии и носки), избирательность в контактах, эпизодическая невключённость в общение. При нормальном слухе и ЭЭГ это может быть проявлением расстройства аутистического спектра или ЗРР (задержки речевого развития) с сенсорными особенностями. Самостоятельно такие состояния не проходят — важно начать работу с поведенческим и когнитивным терапевтом, логопедом-дефектологом, нейропсихологом. Даже если в городе нет специалистов, сейчас возможно онлайн-обучение родителей (ABA-программы, DIR/Floortime, PECS). Глиатилин можно подключить курсом, но ключевое — не медикаменты, а стимуляция речи через ежедневную структурированную работу. Также желательно повторить очную консультацию детского психиатра в крупном центре для точной верификации диагноза и дальнейшего маршрута. Не тяните — до 4 лет «пластичное окно» ещё открыто.

Козловская Ольга Анатольевна
Кардиолог, Терапевт
Стаж 15 лет, высшая категория

Добрый день. Конечно нужна в первую очередь очная консультация детского невролога. Но кроме того очень хорошо помогает в развитии речевых навыков занятия с детьми по системе Монтессори, прослушивание песенок и музыки.

Каплиева Инна Сергеевна
Гепатолог, Детский инфекционист, Инфекционист, Паразитолог
Стаж 9 лет, вторая категория

Здравствуйте! Анна, подскажите пожалуйста, а как ребенок просит у Вас например пить или включить мультик? У него есть указательный жест? Он им пользуется? Есть ли избирательность в еде? Боится ли громких звуков? Как он играет? Есть ли сюжетно-ролевые игры?

Ванян Егор Ваникович
Андролог, Онкоуролог, Уролог
Стаж 18 лет

Здравствуйте. Судя по вашему описанию, у ребёнка могут быть признаки расстройства аутистического спектра (РАС), хотя вы уже наблюдались у психиатра — это хорошо. То, что он не говорит к трём годам, использует простые звуки вместо слов, не всегда откликается на имя, избегает длительного контакта с детьми и проявляет повышенную чувствительность к обуви — всё это повод для серьёзной оценки развития. Это радует, что исключили проблемы со слухом и эпилепсию по ЭЭГ. Препараты, которые вы принимали, в целом назначаются при задержке речевого развития и повышенной нервной возбудимости, но их эффективность в таких случаях ограничена без системной коррекции. Что важно сделать прямо сейчас: 1. Начать занятия с логопедом-дефектологом. Даже если в вашем городе нет специалистов для детей 3 лет — можно найти частного педагога или выезжать в областной центр. Чем раньше начнётся работа, тем лучше прогноз. 2. Проверить уровень речевого развития — возможно, у ребёнка речевая форма общего недоразвития речи или задержка развития речи на фоне других особенностей. Если возможности попасть к узким специалистам нет — стоит записаться в областную детскую поликлинику или неврологический диспансер. Там вас направят к детскому психиатру, дефектологу и логопеду. Пока вы ждёте возможности наблюдения, уделяйте внимание развитию общения дома: играйте в простые ролевые игры, читайте книги, говорите медленно и чётко, повторяйте за ним звуки, хвалите за малейшие попытки говорить. Ваша активная позиция — лучшее, что может быть для ребёнка. Не затягивайте с началом занятий. В три года ещё очень многое поддаётся коррекции.

Костенко Анна Андреевна
Дерматолог, Детский дерматолог, Педиатр
Стаж 9 лет

Добрый день! Ребенку показана очная консультация невролога и психиатра для установления степени расстройства аутистичногоспектра, для оценки психомоторного развития или степени отставания и для определения плана по компенсации этих функций. Также возможно ребенок входит в группу высокочувствительных детей и тогда к нему также необходимо найти подход. Если есть возможность -обратиться в региональный центр к неврологу и психиатру. Чем раньше начинается коррекция-тем она будет более эффективной.

Рябоконь Алена Георгиевна
Гастроэнтеролог, Маммолог, Онколог, Психиатр, Терапевт
Стаж 6 лет

Здравствуйте, Анна, основной способ стимуляции речи — это работа с логопедом и нейропсихологом, медикаментозная терапия в этом случае носит вторичный характер.

Водопьянов Владимир Анатольевич
Врач функциональной диагностики, Невролог, Рефлексотерапевт
Стаж 21 год, высшая категория, кандидат медицинских наук, доцент

Здравствуйте, Анна. Развитие навыков у детей имеет разные сроки. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и время для развития речевого навыка у Вас ещё есть. Отсутствие словесной речи в возрасте трех лет может быть признаком задержки моторной речи, но при этом есть признаки развития сенсорной речи — Ваш сын выполняет элементарные просьбы. Поэтому важно продолжать работать над развитием его коммуникативных навыков. Логопед может помочь с этим, даже если ваш ребенок еще не достиг возраста 5 лет. Возможно, стоит рассмотреть возможность индивидуальных занятий с логопедом или онлайн-консультации. То, что ваш сын предпочитает играть один и не всегда взаимодействует с другими детьми, может указывать на определенные трудности в социальном взаимодействии. Это также стоит обсудить с детским психологом, чтобы исключить возможные расстройства аутистического спектра или другие проблемы. Особое поведение в виде снятие обуви и носков может быть связано с чувственными предпочтениями. Некоторые дети чувствительны к определенным текстурам или ощущениям. Это также может быть частью его индивидуальных особенностей. Продолжайте наблюдать за поведением и развитием вашего сына. Важно поддерживать его в играх и взаимодействиях с другими детьми, даже если он не всегда хочет участвовать. Попробуйте организовать игры, где он сможет взаимодействовать с другими детьми в более комфортной для него обстановке. Кроме занятий с логопедом нужно стимулировать мелкую моторику вместе с логомассажем — массаж кистей, шеи спереди и шейно-воротниковой зоны. Можно усилить витаминами группы Б (помогают ускорять созревание нервной ткани), никотиновую кислоту (если не противопоказаны педиатром. Также можете рассмотреть нейротропные травы — гинко билобы листья, аминокислоту глицин — тоже если не противопоказаны педиатром.

Егорова Ирина Николаевна
Невролог, Рефлексотерапевт, Терапевт
Стаж 8 лет

Здравствуйте, обычно в такой ситуации план действий такой: 1. Проверить психику ребенка. В возрасте 3х лет это поход к психиатру и нейропсихологу 2. Проверить слух в сурдологическом центре и сделать КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) — метод оценивает реакцию на звуковые стимулы. 3. Осмотр невролога 4. Занятия с логопедом. Никаких медикаментозных вариантов запуска речи нет, только труд и работа о специалистами.

Анкудинова Ирина Владимировна
Врач УЗИ, Маммолог, Онколог, Химиотерапевт
Стаж 9 лет

Анна, здравствуйте! Ваша ситуация требует комплексного подхода, и хорошо, что вы уже начали обследование. По описанным симптомам можно предположить несколько направлений для дальнейшей работы. Признаки, на которые стоит обратить внимание: — Задержка речевого развития (в 3 года должен говорить фразами из 2-3 слов) — Избирательность в социальном взаимодействии — Сенсорные особенности (снимает обувь и носки) — Предпочтение одиночной игры Рекомендации для домашней работы: 1. Стимуляция речи: Постоянно комментируйте свои действия, читайте книги, пойте песенки. Не торопите ребенка с ответом, давайте время на обработку информации. 2. Сенсорная интеграция: Попробуйте разные текстуры для ног — массажные коврики, песок, крупы. Возможно, у ребенка повышенная тактильная чувствительность. 3. Структурированность: Создайте четкий распорядок дня с визуальными подсказками (картинки-расписание). Что касается специалистов: — Рассмотрите возможность онлайн- консультаций с логопедом-дефектологом — Обратитесь к специалисту по раннему развитию или коррекционному педагогу — Возможно, стоит получить консультацию по поводу расстройств аутистического спектра Препараты которые вы принимаете направлены на улучшение мозгового кровообращения и нейропластичности, что может помочь в развитии речи.

Похожие вопросы
Может ли у ребёнка с 150 словами отсутствовать диалог и измениться ли диагноз РАС?
Кристина, 35 лет, женский пол
18 июня 2025 г. в 19:36
Сын 2,7 зрр Словарный запас 150 + слов, больше существительных, есть и глаголы и прилагательные (но меньше) К слову в 2,3 — 0 слов, только...
15 ответов
Как помочь ребенку начать говорить и что нужно для консультации невролога?
Аноним, 32 года
06 января 2025 г. в 12:52
Дочери 2 года 4 месяца, она плохо разговаривает, говорит только несколько слов: мама, папа, дай, не хочу, отойди. Понимаю, что нужен очный прием...
2 ответа
Почему ребенок 4 лет не говорит предложениями и не ходит на унитаз?
Аноним, 35 лет, женский пол
10 февраля 2025 г. в 20:29
Моему мальчику скоро исполнится 4 года. Он понимает речь, говорит отдельные слова: мама, папа, дай, пойдем, нельзя, не надо, но не говорит полными...
2 ответа
Стоит ли беспокоиться о регрессе речи у ребенка 2 лет?
Аноним, 30 лет
07 апреля 2025 г. в 22:13
Моей дочери 2 года, и она раньше говорила такие слова как "дай", "открой", "папа", "банан", "нет", "ап" (кушать), "спасибо", "привет", "пока" в период...
2 ответа
Почему ребенок 2,5 лет не говорит и как помочь?
Аноним, 35 лет, женский пол
15 апреля 2025 г. в 22:35
Моему ребенку 2,5 года, он до сих пор не произносит ни одного слова, а только издает звукоподражания. На свое имя он отзывается, выполняет просьбы...
2 ответа
Как помочь ребенку с аутизмом начать говорить и оправдан ли диагноз?
Аноним
04 мая 2025 г. в 18:06
Моему сыну 4,5 года, он не говорит. Недавно психиатр поставила диагноз «детский аутизм», рекомендовала оформить инвалидность на 20 дней и назначила...
2 ответа
Что делать, если ребенок не говорит?
Аноним, 27 лет, женский пол
13 февраля 2022 г. в 19:27
Здравствуйте! У меня вопрос к логопеду, психологу и неврологу. Моей дочке 2 года и 6 месяцев, она не говорит, только лепечет. Если она пытается...
2 ответа
Что происходит с речевым развитием моего сына?
Аноним, 33 года, мужской пол
18 октября 2016 г. в 01:24
Моему сыну два года, и он почти не говорит, только издает звуки и слоги. В медицинской истории есть диагнозы ишемии и гипоксии, а также лейкомаляция....
2 ответа
Зпрр или аутизм у ребёнка?
Аноним, 32 года, женский пол
30 июля 2018 г. в 23:11
Здравствуйте, доктор. У моего ребенка 1 год и 10 месяцев есть некоторые поведенческие особенности и вопросы о возможной задержке речевого развития или...
2 ответа
Есть ли шансы на нормальное развитие речи у ребенка?
Аноним, 29 лет, женский пол
13 декабря 2018 г. в 17:59
Добрый день! Моему сыну 2,4 года, у него легкая субкомпенсированная бивентрикулярная гидроцефалия и зрр. Он начал говорить слоги и осознанные слова...
2 ответа
Неврологи онлайн
  • Тихомиров Сергей Евгеньевич - Москва
    Тихомиров Сергей Евгеньевич
    Невролог, Нейрохирург
    Стаж 21 год, высшая категория, кандидат медицинских наук
    Тихомиров Сергей Евгеньевич — невролог, нейрохирург, со стажем 21 год, кандидат медицинских наук, высшая категория. Принимает в клиниках: Медицинский центр «Ваш доктор» и Кинешемская ЦРБ на Нагорной. Пациенты оставили 122 отзыва о враче на нашем сайте.
    7774 ответа
  • Егорова Ирина Николаевна - Москва
    Егорова Ирина Николаевна
    Невролог, Терапевт, Рефлексотерапевт
    Стаж 8 лет
    Егорова Ирина Николаевна — невролог, терапевт, рефлексотерапевт, со стажем 8 лет. Принимает в клиниках: Саратовская городская клиническая больница №6 им Кошелева и «Медгард» на Радищева. Пациенты оставили 38 отзывов о враче на нашем сайте.
    2761 ответ
  • Водопьянов Владимир Анатольевич - Москва
    Водопьянов Владимир Анатольевич
    Невролог, Врач функциональной диагностики, Рефлексотерапевт
    Стаж 21 год, высшая категория, кандидат медицинских наук, доцент
    Водопьянов Владимир Анатольевич — невролог, врач функциональной диагностики, рефлексотерапевт, со стажем 21 год, доцент, кандидат медицинских наук, высшая категория. Принимает в клинике: Кабинет невролога «Доктор Водопьянов». Пациенты оставили 12 отзывов о враче на нашем сайте.
    1157 ответов
Ответим за 17 минут