Почему у трехлетнего ребенка отсутствует речь и подражание? — вопрос №1534189
Аноним, 28 лет, женский пол
27 апреля 2025 г. в 19:05
Моему сыну 3 года, у него полностью отсутствует речь: нет ни слогов, ни коротких слов, только протяжное мычание звука "А" и иногда бессвязные звуки. До года он говорил неосмысленные слоги типа "мамамама", "папапа", а потом он молчал. В 1 год он переболел ковидом, в 2,5 года - гриппом после посещения частного детского сада. Мы посещали все плановые осмотры, включая невролога, прививки сделали все. Нам говорили, что задержки нет и надо ждать, скоро заговорит, но этого не произошло. Проходили лечение пантогамом и магнием, занимались разговорами с ребёнком, но без результата. Психиатр сказал, что всё в порядке. Недавно невролог диагностировал задержку психоречевого развития и направил к психиатру, на приём записываемся. У сына нет указательных жестов, он не подражает звукам и движениям, не выполняет просьбы похлопать в ладоши или топнуть ногой, даже если показываем. Некоторым просьбам, например поставить кружку на стол, он следует, если показать, что делать. На горшок не ходит самостоятельно, но понимает назначение, ходит только если посадить, и то только по маленькому, может терпеть. Игры практически отсутствуют, он не интересуется карточками, кричит и убегает, на обучение реагирует раздражением. Часто трогает пальцы взрослых, грызёт и облизывает руки, при сильных эмоциях трясёт руками как крыльями. Мы пытаемся заниматься с ним, но он просто веселится и дурачится, ест несъедобные предметы, но к обычной еде относится настороженно, сладости ест без проблем. Если хочет что-то, приносит предмет, связанный с нужным, например кружку или ложку, либо сам достаёт нужный предмет. Что это может быть и как нам лучше действовать?
Ответы врачей
Дежурный врачТерапевт
Стаж 10 лет
Отсутствие речи, подражания, указательного жеста и задержка развития игровой активности у ребенка в возрасте 3 лет могут свидетельствовать о серьезных нарушениях развития, таких как расстройство аутистического спектра (РАС) или другие нейроразвития. Важно понимать, что в вашем описании есть признаки, которые совпадают с критериями аутизма: нарушение речевого развития, отсутствие жестовой коммуникации, отсутствие подражания, ограниченные интересы и повторяющиеся движения (тряска руками), а также трудности в обучении и социальном взаимодействии. Первое и главное — полное и всестороннее обследование ребенка у специалистов: детского невролога, детского психиатра-невропатолога и детского психолога или дефектолога с опытом работы при аутизме и другими задержками развития. Это поможет определить точный диагноз и сформулировать индивидуальную программу коррекции. Рекомендации по дальнейшим действиям: 1. Запишитесь на комплексную диагностику в специализированный центр или клинику, где проводят обследование на аутизм и другие нарушения развития. Важно исключить или подтвердить диагноз и определить уровень дефицита. 2. Начните раннюю интенсивную коррекционную работу с включением логопеда-дефектолога для развития речевых навыков, сурдопедагога при необходимости, эрготерапевта для сенсорной интеграции, психолога для развития социально-эмоциональных навыков. 3. Поведение в домашних условиях должно поддерживать и поощрять любое взаимодействие ребенка, используйте визуальные средства коммуникации (картинки, жесты), простые задания с подражанием, приучение к игровым упражнениям с постепенным повышением сложности. 4. Организуйте рацион питания и контроль за безопасностью, снабжая ребенка только безопасными предметами, чтобы исключить опасность при поедании несъедобных предметов. 5. Обязательно соблюдайте рекомендации невролога по приему назначенных препаратов, если они доказали эффективность, но не ожидайте эффект только от медикаментозной терапии. Важно понимать, что при таких нарушениях речь идет о длительной коррекционной работе, включающей родителей, специалистов и образовательные учреждения. Чем раньше начнется терапия, тем выше шансы добиться значительных улучшений в развитии ребенка. Если доступ к специалистам ограничен, попробуйте найти группы поддержки для родителей детей с подобными проблемами, а также изучайте литературу и онлайн-ресурсы по развитию детей с задержкой речи и поведенческими нарушениями. Ключевое — не откладывайте проведение полноценной диагностики, так как от нее зависят дальнейший план лечения и успех терапии.
Медицинский консультантНевролог
Стаж 10 лет
Учитывая описанные вами симптомы, речь идет о серьезных затруднениях в развитии ребенка, которые требуют комплексного и многопрофильного подхода. Отсутствие речи и подражания, задержка психоречевого развития, невозможность выполнения простых команд без поддержки, а также поведенческие особенности могут указывать на нейроразвитийные нарушения, включая, но не ограничиваясь, расстройствами аутистического спектра или другими формами речевой и поведенческой задержки. Первое, что необходимо — полноценная клинико-неврологическая и психолого-дефектологическая диагностика в специализированном центре с участием детского психиатра, логопеда-дефектолога, невролога и психолога. Дополнительная оценка сенсорного восприятия и моторных навыков с привлечением эрготерапевта будет важна для комплексной оценки способностей ребенка. Для улучшения состояния следует начать интенсивные ранние коррекционные мероприятия: 1. Регулярные занятия с логопедом-дефектологом, направленные на стимуляцию речевого развития и формирование альтернативных способов коммуникации, включая использование жестов и визуальных подсказок. 2. Работу с психологом или психотерапевтом для улучшения социального взаимодействия, обучения эмоциональной регуляции и уменьшения тревожности. 3. Сенсорная интеграция под руководством эрготерапевта для коррекции гипер- или гипосенсорных реакций, которые могут мешать обучению и коммуникации. 4. Вовлечение родителей в программу обучения и коррекции — использование методов совместной игры, ежедневного структурированного общения и постепенного введения новых заданий с положительным подкреплением. 5. Систематический контроль и коррекция питания с учетом предпочтений ребенка и исключением опасных для здоровья пищевых и игровых привычек. 6. В некоторых случаях, при подтверждении диагноза и под контролем специалиста, может быть показано применение медикаментозной терапии для улучшения когнитивных и поведенческих функций, но она всегда является вспомогательной к терапии. Кроме того, учитывая инфекционную историю (ковид и грипп), целесообразно проконсультироваться с инфекционистом и иммунологом для оценки возможных последствий и влияния перенесенных болезней на нервную систему ребенка. Подчеркну, что чем раньше начнется систематическое и комплексное вмешательство, тем выше шансы на улучшение развития ребенка. Если доступ к узким специалистам ограничен, рекомендуется поиск специализированных образовательных учреждений или центров поддержки, а также включение в родительские группы, где можно обмениваться опытом и получать эмоциональную поддержку. Необходимо терпение и последовательность — развитие речи и социальных навыков может занимать значительное время, но при правильной поддержке улучшения наступают. Контроль и регулярные консультации с лечащими специалистами помогут скорректировать программу и добиться максимального эффекта.
Похожие вопросы
Аутизм или задержка развития?Аноним, 5 лет, женский пол
30 марта 2022 г. в 15:33
Здравствуйте. У моего сына есть проблемы со сном и гиперактивностью, а также задержка речи. Врач заподозрил аутизм, но у нас наблюдается хороший...
2 ответа Как эпиактивность влияет на аутизм?Аноним, 31 год, женский пол
15 мая 2024 г. в 00:02
Здравствуйте. У меня шестилетний ребенок, у которого под вопросом аутизм и диагностировано СДВГ. В прошлом была резидуальная энцефалопатия и...
2 ответа Как определить аутизм или ЗПРР у ребенка?Аноним, 3 года, женский пол
02 августа 2021 г. в 18:24
Здравствуйте. Моей дочери 3 года, она не разговаривает, хотя в 1,5 года могла сказать несколько слов. На имя не отзывается, но контакт с глазами...
2 ответа Как подтвердить синдром Аспергера?Иван, 20 лет, мужской пол
30 декабря 2018 г. в 03:22
Как подтвердить синдром Аспергера? Проходил только тесты в интернете, все подтверждается. В России нет такого диагноза, даже расстройства...
3 ответа Неврологи онлайн
Тихомиров Сергей Евгеньевич — невролог, нейрохирург, со стажем 21 год, кандидат медицинских наук, высшая категория. Принимает в клиниках: Медицинский центр «Ваш доктор» и Кинешемская ЦРБ на Нагорной. Пациенты оставили 110 отзывов о враче на нашем сайте.
7105 ответов
Егорова Ирина Николаевна — невролог, терапевт, рефлексотерапевт, со стажем 8 лет. Принимает в клиниках: Саратовская городская клиническая больница №6 им Кошелева и «Медгард» на Радищева. Пациенты оставили 36 отзывов о враче на нашем сайте.
2241 ответ
Водопьянов Владимир Анатольевич — невролог, врач функциональной диагностики, рефлексотерапевт, со стажем 21 год, доцент, кандидат медицинских наук, высшая категория. Принимает в клинике: Кабинет невролога «Доктор Водопьянов». Пациенты оставили 7 отзывов о враче на нашем сайте.
767 ответов
Клиника «Остеопрофи»

Прием от 12 000 руб.
ул. 3-я фрунзенская, д. 7
+7 (495) 292- ... показать
Кутузов Руслан РафаиловичНевролог, Остеопат, Сомнолог, Детский невролог, Детский остеопат
Стаж 25 лет, высшая категория, кандидат медицинских наук
Медицинский кабинет «Сердцевед»
просп. Мира, д. 150
Выставочный центр (550 м)
Улица Сергея Эйзенштейна (800 м)
+7 (985) 800- ... показать
Детская городская поликлиника №13 ДГП №143
ул. Яснополянская, д. 8
Рязанский проспект (750 м)
+7 (985) 076- ... показать