Ваш сын демонстрирует ряд особенностей развития, которые требуют углублённого обследования. Вот ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание:
1. Возможные причины поведения и задержки речи
— Расстройство аутистического спектра (РАС):
— Регресс речи после года (говорил «мама/папа», затем замолчал).
— Избирательность в общении (трудности с посторонними взрослыми).
— Стереотипное поведение (бег за девочками, поцелуи — может быть формой сенсорного поиска или ритуала).
— Агрессия к детям (может быть связано с трудностями социального взаимодействия или гиперчувствительностью).
— СДВГ (гиперактивность + импульсивность):
— Беспокойство с рождения, сбитый график.
— Физическая активность (рано пошёл, бегал).
— Агрессивные вспышки (может быть связано с импульсивностью).
— Сенсорные нарушения:
— Отказ от еды в первом саду (возможна избирательность в пище из-за сенсорных особенностей).
— Реакция на препараты (пантогам/магний вызывают возбуждение — возможно, у ребёнка повышенная чувствительность к стимуляции).
2. Что делать
✅ Консультация специалистов:
— *Детский психиатр (очно) — для исключения/подтверждения РАС, СДВГ или других нарушений.
— Невролог (желательно эпилептолог) — если был регресс речи, нужно исключить эпилепсию (например, синдром Ландау-Клеффнера).
— Логопед-дефектолог — для оценки уровня понимания речи и разработки коррекционной программы.
— Нейропсихолог — поможет понять, есть ли органические причины задержки развития.
✅ Диагностика:
— ЭЭГ (особенно если были периоды «отсутствия», замирания).
— Генетический анализ (если есть подозрение на синдромальную форму — например, синдром Ангельмана, Ретта и др.).
— Анализ на метаболические нарушения (редко, но возможно).
✅ Коррекция:
— АВА-терапия (если подтвердится РАС) — поможет снизить агрессию и развить коммуникацию.
— Сенсорная интеграция (если есть гипер-/гипочувствительность).
— Занятия с логопедом (альтернативная коммуникация — карточки PECS, жесты).
— Коррекция поведения (игнорирование нежелательных действий, поощрение хорошего поведения).
3. Лекарства
Пантогам и магний часто вызывают возбуждение у детей с особенностями. Можно обсудить с неврологом альтернативы:
— Глицин (иногда успокаивает).
— Атомоксетин/метилфенидат (при СДВГ, но только после диагноза).
— При РАС — иногда рисперидон (только по назначению психиатра).
4. Сейчас важно:
— Вести дневник поведения (когда бьёт детей, что предшествует).
— Укреплять режим (сон, питание — это влияет на поведение).
— Избегать перегрузок (шумные места могут провоцировать агрессию).
Если диагноз подтвердится, важно начать раннюю коррекцию — это значительно улучшит прогноз. Пока рекомендую как можно скорее попасть к детскому психиатру. (не нужно этого бояться, это просто специалист, который поможет разобраться).
Если есть дополнительные вопросы — спрашивайте!