Вопрос закрыт

Как отличить моторную алалию от ЗПРР и нужна ли дополнительная диагностика при дизартрии? — вопрос №1523130

Аноним, женский пол
18 апреля 2025 г. в 22:24
Здравствуйте. У моего мальчика 2 года 4 месяца имеется задержка речевого развития. В анамнезе беременность с одной артерией пуповины, задержка роста плода, роды методом кесарева сечения из-за гипоксии с плохим КТГ и зелеными водами, однократное обвитие пуповиной, вес при рождении 2680 г, рост 48 см, до полутора лет отставание в весе. Подозревали глухоту или тугоухость, но сейчас слух хороший, хотя давно не проверяли аппаратом. В первые 5 месяцев была ларингомаляция с стридором и апноэ. В 2,5 месяца перенес ковид без осложнений. Есть задержка крупной моторики (сел в 8,5 месяцев, ходит с опорой в 9-10 мес, самостоятельно около 1,3 года), мелкая моторика с трудом, хотя освоил шнуровку. Ест самостоятельно без проблем с жеванием и глотанием. Умственно развит нормально, общительный, эмоциональный, активно использует жесты и игру, не проявляет признаков аутизма или СДВГ. Речевая проблема: около 20 слов в словаре, половина звукоподражания, остальные слова искажены, есть только два глагола, которые употребляет как просьбу, не называет родных по имени, зовет жестами или ноет. Прогресс речи очень медленный, слова исчезают, не получается произнести некоторые артикуляционные движения губ и языка, рот постоянно приоткрыт, плохо ориентируется в частях лица. Логопед предварительно поставил диагноза моторная алалия и дизартрия, но тест проводился онлайн и ребенок отвлекался. Хотелось бы понять, как отличить моторную алалию от темповой задержки речевого развития, действительно ли есть признаки дизартрии, и к каким специалистам следует обратиться для дополнительного обследования?
Ответы врачей
Медицинский консультант
5.0
Логопед
Стаж 10 лет

В описанной Вами ситуации речь действительно развивается с заметными задержками и нарушениями, которые требуют тщательного всестороннего обследования. Моторная алалия характеризуется главным образом недостаточным формированием моторных навыков речи при нормальном общем интеллектуальном развитии и понимании речи, тогда как задержка речевого развития (ЗРР) — это более общий термин, охватывающий различного рода нарушения речи, зачастую без выраженных моторных проблем. Важно отметить, что при моторной алалии заметны трудности с контролем и координацией мышц речевого аппарата, что совпадает с описанием нарушений артикуляции и неспособности выполнить определённые движения языком и губами у Вашего ребёнка. Наличие дизартрии также возможно, так как этот диагноз указывает на нарушения тонких двигательных функций речевого аппарата, что может быть следствием неврологического поражения. Помимо рекомендаций о комплексном оффлайн обследовании у детского невролога, логопеда и аудиолога, следует также учесть мнение нейропсихолога — специалиста, который сможет оценить когнитивные функции ребёнка, внимание, восприятие, понимание речи и способность к имитации, что часто бывает недостаточно при дистанционных консультациях. Кроме того, консультация эрготерапевта поможет уточнить состояние мелкой моторики и разработать коррекционную программу для её развития, что напрямую влияет на речевые навыки. Для уточнения слуха, учитывая длительное время с последними аппаратными исследованиями, рекомендуется провести повторное аудиологическое обследование с использованием современных методов, включая объективные и субъективные тесты слуха. Если есть сомнения в неврологическом статусе, целесообразна также консультация детского физиотерапевта для оценки тонуса мышц и моторного развития. Комплексный подход с мультидисциплинарной командой специалистов — залог правильной диагностики и эффективной терапии. Необходимо не только поставить точный диагноз, но и начать своевременную коррекционную работу, которая должна включать индивидуальную речевую терапию с акцентом на артикуляционные упражнения, развитие моторики, а при необходимости — методы альтернативной коммуникации. Таким образом, помимо логопеда, невролога и аудиолога, рекомендую обратиться к нейропсихологу, эрготерапевту и физиотерапевту. Это позволит получить максимально полноценную картину развития ребёнка и подобрать оптимальную лечебно-коррекционную программу.

Дежурный врач
5.0
Терапевт
Стаж 10 лет

Исходя из описания ситуации, у ребёнка действительно наблюдаются значительные задержки речевого развития, а также нарушения артикуляционной моторики, что может свидетельствовать либо о моторной алалии, либо о наличии дизартрии. Моторная алалия характеризуется недостаточным формированием двигательных навыков речи при сохранённом общем интеллекте и понимании речи, а дизартрия проявляется нарушением тонкой координации мышц речевого аппарата, что объясняет трудности с артикуляцией звуков и выполнение движений языком и губами. Задержка речевого развития (ЗРР) же чаще относится к более общей отсталости речевого развития без явных моторных нарушений. Для дифференциальной диагностики необходимо комплексное оффлайн обследование, которое включает: - консультацию и обследование детского невролога для оценки тонуса мышц, координации движений и возможных неврологических нарушений; - логопедическое обследование в условиях очного контакта с использованием стандартизированных методик для оценки артикуляционной моторики, фонации и речевого слуха; - аудиологическое обследование с повторной компьютерной аудиометрией, чтобы исключить или подтвердить наличие тугоухости, которая существенно влияет на речь; - когнитивное и психолого-педагогическое обследование, направленное на выявление особенностей развития и понимания речи; - при необходимости, консультацию дефектолога и сурдолога. Также важно обратить внимание на частичную утрату ранее освоенных слов и отсутствие прогресса в речи, что может быть симптомом неврологических или психомоторных проблем. Рекомендуется обратиться в специализированный центр для детей с задержками речевого развития или к мультидисциплинарной команде специалистов, где ребёнка смогут осмотреть невролог, логопед, аудиолог и психолог для постановки точного диагноза и определения тактики коррекции. По решению специалистов может быть рекомендован курс речевой терапии, включающий упражнения на артикуляционную гимнастику и развитие моторики, а также методы, стимулирующие речевое развитие. Итог: для точного отличия ЗРР от моторной алалии и подтверждения/исключения дизартрии необходимо комплексное очное обследование у невролога, логопеда и аудиолога. Самостоятельно это сделать сложно, поэтому обратитесь в специализированные медицинские учреждения для полноценной диагностики и лечения.

Похожие вопросы
Как улучшить лечение задержки речи и моторной аллалии у ребёнка 4,5 лет?
Аноним, 4 года, женский пол
07 февраля 2025 г. в 23:25
Моему сыну 4,5 года, диагноз задержка речевого развития и моторная алалия. Роды были легкие, оценки Апгар 8 и 10. ЭЭГ во сне в течение 2 часов без...
2 ответа
Как расшифровать ЭЭГ ребенка и что делать дальше?
Аноним, 3 года, женский пол
25 февраля 2025 г. в 23:03
У моего сына почти 3 года, он не разговаривает, только мычит и повторяет ма-ма-ма. Роды были сложные, с кривошеей, гипоксией и опухолью, которая...
2 ответа
Как понять результаты анализа крови у ребенка 4 лет и какой дальнейший путь развития выбрать?
Аноним, 4 года, женский пол
16 апреля 2025 г. в 16:10
Ребенку 4 года 3 месяца, он говорит около 10 отдельных слов, понимает бытовую речь, но зрительный контакт плохой. ЛОР и окулист без патологий. Год...
2 ответа
Почему мой сын не говорит нормально?
Аноним, 38 лет, женский пол
03 февраля 2023 г. в 11:50
Моему сыну 3 года и 10 месяцев, он почти не разговаривает. Конечно, он говорит много, но на своём языке, есть лишь несколько понятных слов. Мы...
2 ответа
Что такое дизартрия и как она связана с другими заболеваниями?
Аноним, 23 года, мужской пол
13 апреля 2019 г. в 14:50
Здравствуйте! У меня имеются проблемы с произношением звуков, и я также испытываю затруднения в формулировке слов. Я прочитал о дизартрии и начал...
2 ответа
Как помочь сыну с выговариванием буквы 'Р'?
Аноним, 32 года, женский пол
28 сентября 2020 г. в 20:01
У моего сына, которому 5 лет, проблемы с произношением. Он заменяет 'Р' на 'Л', его речь однотонная, а голос очень тонкий и звонкий. Это пройдет само...
2 ответа
Стоит ли обратиться к невропатологу?
Аноним, 32 года, женский пол
25 января 2017 г. в 12:36
Моему сыну 2 года и 3 месяца, и он говорит всего несколько слов. Он понимает простые просьбы и может показывать, что ему нужно. Но я переживаю за его...
2 ответа
Когда следует обратиться к дефектологу?
Аноним, 1 год, мужской пол
09 апреля 2016 г. в 14:04
Здравствуйте! Мой ребенок, которому 1 год и 3 месяца, не говорит ни одного слова, кроме простых слогов, хотя обращенную речь понимает и выполняет...
2 ответа
Как помочь ребенку с произношением первых звуков?
Аноним, 29 лет, женский пол
18 сентября 2016 г. в 22:28
Здравствуйте! Моему сыну 4 года, он не произносит первые звуки в словах, например, вместо 'собака' говорит 'абака'. Мы занимаемся с логопедом и...
2 ответа
Нужно ли лечение для ребенка с проблемами в речи?
Аноним, 29 лет, женский пол
03 мая 2022 г. в 16:17
Добрый день! У моего сына, которому 2 года и 10 месяцев, наблюдаются проблемы с речью. Он активно понимает и выполняет просьбы, знает много слов и...
2 ответа
Логопеды онлайн
Никифорова Алина Вячеславовна - Москва
Никифорова Алина Вячеславовна — логопед, со стажем 3 года. Принимает в клинике: Лечебно-реабилитационный центр «Шаги». Пациенты оставили 2 отзыва о враче на нашем сайте.
18 ответов
Ответим за 17 минут